Доклад председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области К.Б. Полнова

Презентация

Перспективы развития транспортно-логистического комплекса

Ленинградской области

 

(Слайд 1 «Представление»)

(Слайд 2 «Перспективы развития транспортно-логистического комплекса»)

Транспортный комплекс Ленинградской области сегодня обеспечивает значительную часть транзитных грузопотоков в Российской Федерации, что во многом определяется её экономико-географическим положением.

Наличие морских портов Балтийского моря, развитой сети автодорожных, железнодорожных  и водных магистралей, обеспечивающие выходы в страны ЕС, а также прохождение по территории региона международных транспортных коридоров выдвигают Ленинградскую область на ключевые позиции в обеспечении транзита как российских, так и международных грузов.

В общем объеме грузовой работы транспортного комплекса Ленинградской области около 70% приходится на обслуживание транзитных грузопотоков, следующих в другие регионы России или в другие страны.

 

Морские порты (Слайд «Морские порты»)

Ключевую роль в обеспечении перевозок внешнеторговых грузов играют морские порты в Усть-Луге, Приморске, Высоцке и Выборге.

С 2000 года грузооборот портов вырос с 4 до 143,8 млн. тонн и, по сути, Ленинградская область стала «морскими воротами» России в Евросоюз. В 2013 г. на долю морских портов Ленинградской области пришлось  около 24% от грузооборота  всех портов Российской Федерации.

В 2013 году рост показателей по перевалке грузов в морских портах обеспечивался активным наращиванием портовых мощностей в регионе за счет введения новых перегрузочных комплексов, реконструкции и модернизации портовых объектов и оборудования.

 

(Слайд «Морские порты Приморск, Усть-Луга»)

Самым крупным специализированным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо - Западном регионе России является морской порт Приморск. Порт является конечным звеном Балтийской трубопроводной системы, обеспечивающей транспортировку нефти с Тимано-Печорского месторождения, из Западной Сибири и Урало-Поволжья и нефтепродуктопровода «Север» («Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск»).

В 2013 году порт Приморск обеспечил перевалку 63,8 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Основной долей в структуре грузооборота порта                           является перевалка сырой нефти в объеме 54,5 млн. тонн. Дальнейшее развитие порт получит за счет строительства комплекса по перевалке нефтепродуктов (ООО «Петротранс-Приморск») с доставкой 12 млн. тонн железной дорогой и увеличения производственных мощностей комплекса по перевалке дизельного топлива (ООО «БалттранСервис») до 24 млн. тонн.

В перспективе планируется создание нового грузового района «Высокинский» по перегрузки генеральных, контейнерных, автомобилей, навалочных и специальных грузов с перспективным грузооборотом до 50 млн. тонн.

Увеличение производственных мощностей порта будет увязано с развитием железнодорожных и автомобильных подходов.

Общий грузооборот порта после реализации всех мероприятий по его развитию может составить около 160 млн. тонн.

 

Стремительными темпами развивается морской порт Усть-Луга. Строительство порта является крупномасштабным инфраструктурным проектом, реализуемым на основе государственно-частного партнерства. Планируемое строительство 20 перегрузочных комплексов с общим грузооборотом при полном развитии 180 млн. тонн в год и широкая структура грузооборота позволит создать на его базе крупный производственно-логистический кластер.

В настоящее время порт уже может обрабатывать любые крупнотоннажные наливные суда (дедвейтом до 160 тыс. тонн), а также принимать океанские суда Ро-Ро любых типов. Поэтому в последние годы мощности порта увеличиваются очень интенсивно – по сравнению с 2010 годом (11,8 млн. тонн) в 2013 году общий грузооборот порта увеличился в 5 раз и составил  62,3 млн. тонн различных грузов. Рост грузооборота обеспечен за счет ввода новых перегрузочных комплексов и увеличения объемов перевалки наливных и навалочных грузов.

В развитие перегрузочных мощностей порта осуществляются работы по строительству металлургического терминала и  терминала минеральных удобрений. Продолжаются работы по формированию акватории южной и северной частей порта Усть-Луга, строительству портового оградительного сооружения и базы обеспечивающего флота. 

 

(Слайд «Морской порт Усть-Луга»(кластеры))

Морской порт Усть-Луга в настоящее время рассматривается как основа для комплексного развития прилегающей к нему территории.

Дальнейшее развитие порта планируется осуществлять в рамках Проекта «Комплексное развитие Морского торгового порта Усть-Луга и прилегающей территории», включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов Северо-западного федерального округа, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации.

Развитие территории будет представлять собой реализацию взаимосвязанных проектов 5 кластеров:

- Транспортно-логистического (площадью около 1300 га) – на основе грузопотоков существующего порта, грузового аэропорта и внешних транспортных коммуникаций;

- Промышленного (площадью около 3000 га) – на основе припортовой индустриальной зоны;

- Сити-кластера (площадью 1850 га) – для обеспечения проживания работников всех сегментов портово-производственного комплекса;

- Рекреационного (площадью 110 га) – на основе зоны отдыха и туризма;

- Агропромышленного.

 

(Слайд «Морские порты Высоцк, Выборг»)

Морской порт Высоцк  в 2013 году переработал 16,1 млн. тонн, основной объем которого обеспечивает нефтепродуктовый терминал.

Нефтепродуктовый терминал (РПК «Высоцк ЛУКОЙЛ-II») является комплексом  по перевалке нефтепродуктов и имеет свою промышленную железнодорожную станцию. Перспектива увеличения грузооборота терминала связана с прокладкой нефтепродуктопровода от порта Приморск к перевалочному комплексу для доставки нефтепродуктов по магистральному нефтепродуктопроводу «Север».

Угольный терминал (ООО «Порт Высоцкий») осуществляет перевалку угля на экспорт, объем которого в 2013 году составил 4,9 млн. тонн. В 2011 году на терминале завершена работа по совершенствованию технологии перевалки грузов. В 2012 году завершено дноуглубление подходного канала и акватории терминала до отметки 12 метров и сегодня порт готов принимать суда класса «Панамакс».

Введена в эксплуатацию 1-я очередь морского терминала с перспективным грузооборотом до 2 млн. тонн, который будет обрабатывать суда с лесом и продукцией комбината «Выборгская Целлюлоза».

В настоящее время в порту Высоцк ведутся проектные работы по строительству морского терминала по производству и отгрузке сжиженного газа в страны Европы в объеме 600 тыс. куб. м. в год.

 Перспективное увеличение перевалки грузов в порту связана со строительством новой ж.д. линии «Лосево – Каменногорск» и увеличением пропускной способности ж.д. направления «Ручьи – Лосево» и «Каменногорск - Выборг – Приморск».

 

Морской порт Выборг является одним из старейших портов России.

Порт универсален и перерабатывает большую номенклатуру генеральных, навалочных грузов (минеральные удобрения, металл, руда, чугун, металлолом), пищевых и химических наливных грузов. В летнюю навигацию порт осуществляет прием пассажирских судов, в основном с российскими и финскими туристами.

В 2013 году пассажиропоток составил 24 тыс. человек.

Мощности порта позволяют обрабатывать до 2 млн. тонн различных грузов. В порту проведена частичная модернизация перегрузочного оборудования и ж.д. подъездных путей. В настоящее время ведется реконструкция причалов. В перспективе планируется осуществить реконструкцию и модернизацию порта, увеличив грузооборот до 3 млн. тонн.

Грузооборот порта в 2013 году составил 1,5 млн. тонн различных грузов и является рекордным за последние 10 лет.

 

 

 

(Слайд «Железнодорожный транспорт»)

Железнодорожный транспорт

Основу регионального транспортного комплекса составляет железнодорожный транспорт. На его долю приходится около 83%  внутриобластных грузоперевозок и 40% пассажирооборота. Около 60% вагонопотока узла составляют транзитные перевозки, в составе которых преобладают нефтепродукты, уголь, минерально-строительные грузы карьеров Карельского перешейка,  химические удобрения, лесные грузы, сжиженные газы и др.

Стратегическое развитие железнодорожного транспорта для Ленинградской области отвечает потребностям экономики, населения региона, обеспечивает транзитные перевозки, в том числе в направлении морских портов.

В этой связи реализуются такие  крупные инвестиционные проекты как: «Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива», «Строительство новой линии Лосево - Каменогорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива», «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Москва», «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская».

Для обеспечения беспрепятственного транзита грузов завершена реконструкция железнодорожного участка Ручьи – Сосново, осуществляется реконструкция участка  Каменногорск – Выборг, ведется строительство новой линии Лосево – Каменногорск. Предусматривается строительство Северо-Восточного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга, а также развитие многостороннего железнодорожного пункта пропуска Светогорск – Иматра.

Для успешной работы порта Усть-Луга создается полномасштабная железнодорожная инфраструктура. Осуществляется реконструкция внешних железнодорожных подходов и строительство Усть-Лужского железнодорожного узла из пяти взаимосвязанных припортовых станций и информационно-управляющего логистического центра железнодорожного станционного комплекса «Лужская». В перспективе железнодорожный узел будет самым крупным и современным в Европе, обеспечивающий доставку по железной дороге до 120 млн. тонн грузов в год.

 

(Слайд «Автомобильные дороги»)

Автомобильные дороги

Важное место в структуре транспортного комплекса занимает сеть автомобильных дорог. Дорожная сеть протяженностью более 11 тыс. км дорог (в т.ч. федеральных – 1,4 тыс. км, региональных и местных – 9,8 тыс. км) обеспечивает транспортные связи Ленинградской области с другими регионами России, а также выход в страны Европы.

Основными направлениями развития дорожной сети Ленинградской области являются:

- формирование и развитие федеральных и территориальных автомобильных дорог области в составе международных и межрегиональных транспортных коридоров и важнейших автодорожных маршрутов. К основным проектам, направленным на обеспечение международного транзита грузов, относятся: строительство скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург», реконструкция автодороги «Скандинавия» на участках Белоостров-Выборг и Выборг-Торфяновка, строительство КАД-2 вокруг Санкт-Петербурга (от автодороги М10 «Россия» до автодороги «Скандинавия»), реконструкция автодороги А-120 «Магистральная» до выхода на магистраль М10 «Россия».

- развитие сети автомобильных дорог для обеспечения функционирования морского порта Усть-Луга. В этой связи проводится полная реконструкция автодороги, связывающей порт с федеральной трассой М11 «Нарва» (Таллиннское шоссе). В 2015 году это будет современная двухполосная автодорога в обход всех населенных пунктов и развязками в двух уровнях. Запланирована реконструкция автодороги Петродворец – Кейкино – будущий дублер существующей автодороги М11«Нарва» Санкт-Петербург – Таллинн с выходом на кольцевую автодорогу и далее на федеральную трассу «Россия».

В перспективе планируется продлить автодорогу от порта Усть-Луга напрямую до Великого Новгорода с выходом на федеральную трассу «Россия».

 

(Слайд «Внутренние водные пути»)

Внутренние водные пути

Важное транспортное значение имеют внутренние водные пути, расположенные на территории Ленинградской области. Волго-Балтийский водный путь и Сайменский канал обеспечивают перевозки внешнеторговых грузов в рамках транспортного коридора «Север-Юг» и способствует развитию экономики региона.

В настоящее время пропускная способность водного пути используется практически полностью.

Объёмы перевозок по водному пути выросли с 12,9 млн. тонн в 2000 году до 21,9 млн. тонн  в 2013 году.

Для дальнейшего развития водного сообщения большое значение имеют работы, проводимые ФБУ «Администрация Волго-Балт» в целях реконструкции и увеличения пропускной способности водного пути.

Так, в 2014 году на территории Ленинградской области выполнялись работы по реконструкции сооружений Верхне-Свирского, Волховского шлюзов и водных путей на р.Свирь, продолжены работы по строительству второй нитки Верхне-Свирского гидроузла, введению в действие комплекса системы централизованного управления движением судов.

Плановый объём финансирования указанных работ в 2014 году составляет 467,1 млн. рублей.   

Кроме увеличения пропускной способности, важными направлениями развития внутреннего водного транспорта на территории Ленинградской области будет являться:

- разработка мер по стимулированию использования внутреннего водного транспорта грузовладельцами;

- перераспределение грузопотока с наземных видов транспорта на внутренний водный.

Также, для перспектив развития водного  транспорта большое значение может иметь введение в действие изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта, предусматривающих разделение внутренних водных путей на пути федерального и регионального значения (соответствующий проект федерального закона поступил от Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации).

Введение понятия «водные пути регионального значения» может усовершенствовать порядок эксплуатации водных путей.

Вместе с тем, поступивший в на согласование текст проекта не позволяет однозначную трактовку источников финансирования и порядка создания и эксплуатации таких путей. Надеемся, что в процессе рассмотрения и принятия проекта будут учтены предложения  Ленинградской области о конкретизации указанных вопросов.

 

(Слайд «Инфраструктура воздушного транспорта»)

Воздушный транспорт

В настоящее время на территории области нет гражданских объектов инфраструктуры воздушного транспорта, пригодных для обслуживания магистральных перевозок воздушным транспортом.

Вместе с тем, в 2012 году, при разработке Концепции развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области, был сделан вывод о хороших перспективах развития низкозатратных (лоу-кост) пассажирских перевозок и строительства специализированного пассажирского аэропорта, а также объектов инфраструктуры, предназначенных для обеспечения грузовых перевозок и обслуживания средств воздушного транспорта.

В результате проработки указанного вопроса Администрацией Ленинградской области получены предложения инвесторов о реализации проектов строительства грузовых аэропортов в Усть-Луге и Вещёво, а также на базе неиспользуемых аэродромов Минобороны России:

«Сиверский» – пассажирского аэропорта лоу-кост перевозок;

«Любань» – грузопассажирского комплекса.

В связи с необходимостью строительства объектов на базе аэродромов, принадлежащих Минобороны России, прорабатывается вопрос их передачи в собственность Ленинградской области.

По информации Минобороны России, принято решение о передаче в собственность Ленинградской области неиспользуемых аэродромов Лодейное поле и Колодно (Смычково). В настоящее время их использование представляется наиболее вероятным в целях развития спорта, туризма, рекреации, в учебных целях и т.д.

Определённый интерес для инвесторов может представлять строительство инфраструктуры для местного воздушного сообщения вблизи с.Старая Ладога, в связи с планами строительства исторического центра, посвящённого первой столице Руси. 

Вопросы, связанные с реализацией проектов развития инфраструктуры воздушного транспорта на территории Ленинградской области находятся в стадии предварительной проработки.

Практическая реализация этих проектов будет зависеть от множества причин.

Вместе с тем, при их успешной реализации транспортный комплекс Ленинградской области выйдет на качественно новый уровень развития, а жителям региона и грузовладельцам будет предоставлен максимально полный спектр услуг в сфере транспортного обслуживания. 

 

(Слайд  «Повышение эффективности использования транзитного потенциала»)

Повышение эффективности использования транзитного потенциала

Ранее проведённые исследования показали, что со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию и созданием Евразийского экономического союза прогнозируется рост товарообмена между странами и увеличение объемов международных перевозок.

Основной прирост грузовых перевозок ожидается за счет транзитных грузов, которые будут следовать в направлении стран ЕС и Китая.

Уже сегодня транспортный комплекс Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечивают около 50% внешнеторгового оборота Российской Федерации.

По прогнозу планируется увеличение грузооборота морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1,3 раза до 265,3 млн. тонн в 2020 году и до 300 млн. тонн к 2030 году, а перспективный грузопоток по железной дороге с дальних подходов может составить в 2020 г. 219,3  млн. тонн, а в 2030 – 240,0 млн. тонн.

При этом  значительно увеличатся объемы перевалки грузов между железно­дорожным и морским транспортом  в  морских портах южного и северного берегов Финского залива.

Необходимо отметить, что Ленинградская область заинтересована в создании логистических центров, максимально совмещающих функции обработки, хранения грузов и формирования грузопотоков с комплексным использованием видов транспорта.

 

(Слайд «Программа развития транспортной системы»)

Для решения задач развития транспортного комплекса региона Минтрансом России было принято решение о разработке единой Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года.

Разработанная в 2012 году по заказу Минтранса России Программа в основном направлена на решение транспортных проблем на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области и сбалансированное развитие транспортных систем города и области.

В 2014 году Программа была актуализирована и утверждена на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Приоритетными задачами программы стали:

- создание в Ленинградской области транспортно-логистического и дистрибутивного центра европейской части России за счет развития морских портов и подходов к ним, создания сети терминально-логистических центров и портово-промышленных зон, развития кластеров высокотехнологических отраслей.

- ликвидация ограничений провозной и пропускной способности транспортной инфраструктуры;

- строительство скоростных железных и автомобильных дорог, развитие системы воздушных сообщений.

 

(Слайд «Заключение»)

Заключение

Решение перечисленных задач создаст благоприятные условия для развития экономики, транзитного потенциала региона и превратит Ленинградскую область в широкие ворота России, открытые для международного товарообмена, туризма, деловых и культурных связей.

 

© 2001-2017 гг. Управление Ленинградской области по транспорту
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.