Концептуальные направления государственной политики Ленинградской области в сфере развития железнодорожного транспорта на период до 2013 года и перспективу до 2025 года

 Концептуальные направления государственной политики Ленинградской областив сфере развития железнодорожного транспорта и совершенствования системы транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом на период до 2013 года и перспективу до 2025 года


Роль

Железнодорожный транспорт - важнейший элемент регионального транспортного комплекса. Он является одним из факторов, определяющих уровень социально-экономического развития региона, локализацию производительных сил на территории Ленинградской области, устойчивость функционирования и возможность развития предприятий различных отраслей экономики, инвестиционную привлекательность и капитализацию территорий Ленинградской области.
Железнодорожный транспорт обеспечивает:

  • основной объем перевозок грузов предприятий Ленинградской области (Объем погрузки предприятиями-грузоотправителями области в 2008 году составил 40,3 млн. тонн);
  • мобильность населения Ленинградской области (Количество пассажиров, отправленных в пригородном сообщении по Ленинградской области за 2008 год, составило 56 млн. человек);
  • трудовую занятость населения Ленинградской области (в железнодорожных подразделениях на территории региона работает около 13 тыс. жителей Ленинградской области);
  • формирование существенной части доходов бюджета Ленинградской области (В 2008 году налоговые поступления в областной бюджет от деятельности железнодорожного транспорта составили 1,1 млрд. руб.);
  • привлечение значительных инвестиций (В 2008 году капитальные вложения в объекты железнодорожного транспорта на территории Ленинградской области составили 13,6 млрд. руб.);
  • значительные объемы перевозок внешнеторговых грузов России и международного транзита, следующего через морские порты Выборг, Высоцк, Приморск, Усть-Луга и пограничные железнодорожные переходы Ивангород, Бусловская и Светогорск (более 60 млн тонн).

Ведущее положение железнодорожного транспорта в транспортном комплексе Ленинградской области определяется его возможностями по осуществлению круглогодичного регулярного движения, способностью перевозить значительные объемы грузов (особенно массовых), большое количество пассажиров, практически вне зависимости от расстояний и погодных условий, большей экологичностью по сравнению с автомобильным транспортом.
Дальнейшее развитие и укрепление роли железнодорожного транспорта в перевозках грузов и пассажиров отвечает интересам Ленинградской области.

Состояние

 Инфраструктура

Содержание железнодорожной инфраструктуры общего пользования и примыкающей к ней инфраструктуры необщего пользования, расположенной на территории Ленинградской области и состоящей на балансе ОАО «Российские железные дороги», обеспечивается Октябрьской железной дорогой (ОЖД) – филиалом ОАО «РЖД».
Железнодорожные подъездные пути, не входящие в систему ОАО «РЖД», а также технологический железнодорожный транспорт около 280 предприятий и организаций Ленинградской области находится в ведении предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ).
Функционально железнодорожный транспорт Ленинградской области входит в состав Санкт-Петербургского железнодорожного узла, являющегося единой транспортной системой, обеспечивающей устойчивые железнодорожные связи Ленинградской области и Санкт-Петербурга с другими российскими регионами и международное перевозки.
Общие сведения о железных дорогах Ленинградской области приведены в таблицах 1и 2.

Таблица 1

Техническая характеристика железных дорог общего пользования в пределах границ Ленинградской области по состоянию на 2008 год

Наименование показателя

Ленинградская область

км

%

Общая протяженность железных дорог региона,
в том числе:

2186,8

100

 однопутные

1256,6

57

 двухпутные

911,3

42

 трехпутные

18,1

1

 четырехпутные

-

-

Протяженность линий по видам тяги,
в том числе:

 

 тепловозная тяга

816

37

 электрическая тяга, в том числе:

1370,8

63

 для всех видов движения

970,6

44

 только для пригородного движения

400,2

19

Средства связи и сигнализации при движении поездов,
в том числе:

 

 диспетчерская централизация

334,8

15

 автоматическая блокировка

1096,6

50

 полуавтоматическая блокировка

691,8

32

 электрожезловая система

63,6

3

 Таблица 2

Эксплуатационная длина железнодорожных путей в субъектах СЗФО, км

 

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Российская Федерация

86 000,0

86 000,0

85 000,0

85 000,0

85 000,0

85 000,0

85 000,0

86 000,0

Северо-Западный федеральный округ

13 110,6

13 110,6

13 232,1

13 210,1

13 268,9

13 268,9

13 268,9

13 268,9

Республика Карелия

2 105,5

2 105,5

2 226,0

2 226,0

2 226,0

2 226,0

2 226,0

2 226,0

Мурманская область

891,0

891,0

892,0

870,0

870,0

870,0

870,0

870,0

Новгородская область

1 149,4

1 149,4

1 149,4

1 149,4

1 149,4

1 149,4

1 149,4

1 149,4

Псковская область

1 092,0

1 092,0

1 092,0

1 092,0

1 092,0

1 092,0

1 092,0

1 092,0

Вологодская область

197,0

197,0

197,0

197,0

197,0

197,0

197,0

197,0

Республика Коми

1 700,0

1 700,0

1 700,0

1 700,0

1 700,0

1 700,0

1 700,0

1 700,0

Архангельская область

1 764,0

1 764,0

1 764,0

1 764,0

1 775,8

1 775,8

1 775,8

1 775,8

Вологодская область

722,0

722,0

722,0

722,0

769,0

769,0

769,0

769,0

Калининградская область

618,0

618,0

618,0

618,0

618,0

618,0

618,0

618,0

Ленинградская область (включая г.Санкт-Петербург)

2 871,7

2 871,7

2 871,7

2 871,7

2 871,7

2 871,7

2 871,7

2 871,7

  Таблица 3

Густота железнодорожных путей общего пользования
(километров путей на 10000 квадратных километров территории)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Место,
занимаемое
в Российской Федерации

Российская Федерация

50

50

50

50

50

50

50

50

50

 

Северо-Западный
федеральный округ

77

77

77

78

78

77

77

77

77

4

Республика Карелия

122

122

122

129

129

123

123

123

123

42

Республика Коми

41

41

41

40

40

40

40

40

40

64

Архангельская область

30

30

30

30

30

30

30

30

30

68

Вологодская область

53

53

53

53

53

53

53

53

53

62

Калининградская область

423

409

409

409

409

409

409

409

409

2

Мурманская область

61

61

61

62

60

60

60

60

60

59

Новгородская область

207

207

207

207

207

210

210

210

210

21

Псковская область

198

198

198

198

197

197

197

197

197

25

Ленинградская область
(включая г. Санкт-Петербург)

330

327

329

334

334

337

337

337

337

5

 
На территории Ленинградской области расположены 158 железнодорожных станций, в том числе: 1 сортировочная (Волховстрой), 3 пограничных (Ивангород, Бусловская, Светогорск), 4 припортовых (Выборг, Высоцк, Приморск и Лужская).
Указанные станции, а также станции Кириши, Каменногорск, Кузнечное, Пикалево 2, Сала, Пруды выполняют наиболее значительные объемы грузовой работы.
Наибольшие объемы погрузки на территории Ленинградской области обеспечивает станция Кириши, на которой производится погрузка нефтепродуктов Киришского НПЗ. Далее следуют станции, обеспечивающие погрузку минерально-строительных грузов.
Припортовые и пограничные станции являются одними из основных ограничений пропускной способности при перевозке внешнеторговых грузов и международного транзита.
К объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенным на территории Ленинградской области, также относятся вокзалы и пассажирские здания, пассажирские платформы, прочие здания и сооружения, средняя амортизация которых составляет по данным ОЖД порядка 69%.
Более 60% вокзалов введены в эксплуатацию до 1964 года. Более 40% платформ имеют критический износ от 80 до 100%.

 Грузовые перевозки

 Грузовые перевозки на территории Ленинградской области осуществляют:

  • - Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»;
  • - дочерние компании ОАО «РЖД»: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Рефсервис»;
  • - частные компании – собственники и операторы грузового подвижного состава.

 Таблица 4

Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования
(миллионов тонн)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Российская Федера­ция

1046,8

1057,5

1083,7

1160,9

1221,2

1273,3

1311,6

 

 

Северо-Западный
федеральный округ

143,0

142,9

140,0

143,0

150,7

160,7

161,4

 

 

Республика Карелия

14,7

13,9

14,0

13,9

15,2

18,7

19,3

 

 

Республика Коми

24,9

23,6

20,8

20,3

23,0

22,6

23,3

 

 

Архангельская область

9,0

9,2

9,6

10,9

11,8

16,0

15,0

 

 

Вологодская область

15,5

16,1

16,2

16,3

16,3

17,6

18,3

 

 

Калининградская область

1,8

1,5

1,8

2,0

2,1

2,2

2,0

 

 

Мурманская область

24,6

24,4

24,8

25,6

26,3

27,0

27,2

 

 

Новгородская область

4,9

5,0

5,1

5,3

5,8

6,3

6,4

 

 

Псковская область

1,7

1,5

1,6

1,6

2,1

2,6

2,8

 

 

г. Санкт-Петербург

6,4

7,0

7,4

6,3

6,4

6,7

7,0

 

 

Ленинградская область

39,5

40,6

38,8

40,7

41,8

41,0

40,1

42,4

40,3

 Суммарный объем погрузки на станциях Ленинградской области в 2008 году составил 40,3 млн. тонн.

Грузооборот железнодорожного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период с 2002 г. по 2008 г. имел положительную динамику, увеличив объемы работы _______ раза, и достиг в 2008 г. объемов переработки грузов в _____ млн тонн (с 2002 г. по 2007 г. имел положительную динамику, увеличив объемы работы почти в 1,3 раза, и достиг в 2007 г. объемов переработки грузов в 125,3 млн тонн).

Динамика грузооборота Санкт-Петербургского узла за 2002 – 2008 гг. приводится в таблице 5.

Таблица 5

Динамика грузооборота Санкт-Петербургского узла за 2002 – 2008 гг.

Наименование показателей

Ед. изм.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Общий грузооборот узла

млн тонн

97,4

98,0

104,7

115,6

122,9

125,3

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

местный грузооборот (вывоз, ввоз) внутриузловые перевозки)

млн тонн

47,4

47,1

53,6

59,1

59,8

64,1

 

транзит

млн тонн

50,0

50,9

51,1

56,5

63,1

61,2

 

Доля транзитных перевозок

%

51,3

51,9

48,8

48,9

51,3

48,8

 

Доля местного грузооборота

%

48,7

48,1

51,2

51,1

48,7

51,2

 

 В общем грузообороте железнодорожного узла доли местных и транзитных перевозок за рассмотренные пять лет были примерно равными и колебались по годам от 48,0% до 52,0%.
Структура грузопотоков с 2002 г. по 2008 г. на подходах к узлу приводится в табл. 6.

Таблица 6

Структура грузопотоков в 2002 – 2008 гг. на подходах к узлу, млн тонн

Наименование

грузов

Направление

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Уголь

к узлу

6,1

6,9

9,9

11,5

17,8

 

 

от узла

3,8

4,4

7,0

8,7

15,7

 

 

Кокс

к узлу

0,6

0,4

0,4

0,4

0,1

 

 

от узла

0,5

0,4

0,4

0,4

0,1

 

 

Нефтяные

к узлу

27,5

27,7

28,9

33,5

34,8

 

 

от узла

21,6

21,4

20,1

22,1

22,5

 

 

Руда

к узлу

0,7

1,2

0,2

-

-

 

 

от узла

1,3

1,9

0,8

0,8

0,6

 

 

Черные металлы

к узлу

6,0

4,6

5,6

5,5

6,9

 

 

от узла

1,2

1,0

1,2

1,3

1,3

 

 

Лесные

к узлу

6,9

7,5

8,1

9,7

9,0

 

 

от узла

5,4

6,2

6,7

8,0

7,8

 

 

Строительные материалы

к узлу

19,3

19,9

19,5

22,3

23,2

 

 

от узла

9,5

9,3

8,8

9,3

8,4

 

 

Минеральные удобрения

к узлу

7,3

7,2

8,5

9,2

7,1

 

 

от узла

4

2,8

2,6

2,9

2,5

 

 

Хлебные

к узлу

1,8

1,7

1,5

1,5

2,0

 

 

от узла

1,1

0,7

0,8

0,6

1,0

 

 

Прочие

к узлу

12,1

12,7

13,9

13,4

13,5

 

 

от узла

9,6

9,8

9,7

10,0

10,6

 

 

Всего

к узлу

88,3

89,8

96,5

107

114,4

 

 

от узла

58,0

57,9

58,1

64,1

70,5

 

 

Уголь

к узлу

6,1

6,9

9,9

11,5

17,8

 

 

от узла

3,8

4,4

7,0

8,7

15,7

 

 

Кокс

к узлу

0,6

0,4

0,4

0,4

0,1

 

 

от узла

0,5

0,4

0,4

0,4

0,1

 

 

Нефтяные

к узлу

27,5

27,7

28,9

33,5

34,8

 

 

от узла

21,6

21,4

20,1

22,1

22,5

 

 

Руда

к узлу

0,7

1,2

0,2

-

-

 

 

от узла

1,3

1,9

0,8

0,8

0,6

 

 

Черные металлы

к узлу

6,0

4,6

5,6

5,5

6,9

 

 

от узла

1,2

1,0

1,2

1,3

1,3

 

 

Следует отметить, что из приведенной номенклатуры грузов часть перевозится железнодорожным транспортом в контейнерах. Номенклатура перевозимых в контейнерах грузов весьма разнообразна: черные и цветные металлы, бытовая техника и электроника, бумага, лесная продукция, негабаритные, тяжеловесные и другие грузы.
Местные железнодорожные перевозки обеспечивают грузовые транспортные связи предприятий Ленинградской области с Санкт-Петербургом и другими субъектами Российской Федерации, а также с зарубежными странами. Более 80% всей местной работы узла осуществляется на подъездных путях предприятий.
Значительная часть транзитных потоков, особенно угля и нефтяных грузов, следует по линиям Мга – Гатчина и Мга – Горы – Ручьи – Парголово – Ушково.

 Транзитные перевозки

Транзит внешнеторговых и внутрироссийских грузопотоков через территорию Ленинградской области в 2008 году составил более 61 млн тонн.

Динамика транзитных грузопотоков по роду грузов с 2002 г. по 2008 г. представлена в таблице 7.

Таблица 7

Динамика транзитных грузопотоков в 2002 – 2008 гг., млн тонн

Наименование грузов

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Уголь

3,7

4,4

7,0

8,7

15,7

14,3

 

Кокс

0,5

0,4

0,4

0,4

0,1

0,2

 

Нефтяные

21,4

21,3

19,9

21,7

22,1

22,8

 

Руда

0,6

1,2

0,1

0,0

0,0

0,0

 

Черные металлы

0,7

0,5

0,7

0,7

0,6

0,4

 

Лесные

5,4

6,1

6,6

7,9

7,7

5,2

 

Минстройматериалы

9,0

8,7

8,2

8,6

7,5

7,6

 

Удобрения

4,0

2,8

2,6

2,9

2,5

2,7

 

Хлебные

0,5

0,3

0,2

0,3

0,7

0,7

 

Прочие

4,2

5,2

5,4

5,3

6,2

7,3

 

Всего

50,0

50,9

51,1

56,5

63,1

61,2

 

 Динамика изменения транзитных внешнеторговых перевозок с 2002 г. по 2008 г. приводится в таблице 8.

Таблица 8

Динамика изменения транзитных внешнеторговых перевозок, млн тонн

 

Наименование пограничных переходов и портов

Импорт

(отправлено по железной дороге)

Экспорт

(прибыло по железной дороге)

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Пограничные переходы

Бусловская

0,6

0,8

1

0,9

0,9

1,0

 

7,8

8,6

6,3

5,9

5,9

5,5

 

Светогорск

-

-

-

-

-

0,2

 

2,8

3,3

3,1

3,8

3,6

3,1

 

Ивангород-Нарвский

0,3

0,4

0,2

0,2

0,2

0,1

 

21,5

20,9

22

21,1

22,3

15,5

 

Всего

0,9

1,2

1,2

1,1

1,1

1,3

 

32,1

32,8

31,4

30,8

31,8

24,1

 

Портовые сооружения

ЗАО «Высоцкий торговый порт»

-

-

-

-

-

-

 

3,2

2,3

3,7

3,6

4

4,4

 

ООО «РПК-Высоцк ЛУКОЙЛ II»

-

-

-

-

-

-

 

-

-

1,7

6,8

8,7

11,2

 

АОЗТ «Порт Выборг»

-

0,1

0,1

-

-

-

 

1,1

0,9

1,2

0,6

0,9

0,8

 

ОАО «Порт Усть-Луга»

-

-

-

-

-

-

 

-

0,3

0,6

0,5

3,7

6,5

 

Всего

0

0,1

0,1

0

0

0

 

4,3

3,5

7,2

11,5

17,3

22,9

 

 

Всего внешнеторговые перевозки по Ленинградской области

0,9

1,3

1,3

1,1

1,1

1,3

 

36,4

36,3

38,6

42,3

49,1

47,0

 

                               

 В структуре транзитных грузопотоков наибольшую долю занимают нефть и нефтепродукты, уголь, строительные и лесные грузы.

Доля контейнерных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом невелика. Номенклатура перевозимых в контейнерах грузов весьма разнообразна: черные и цветные металлы, бытовая техника и электроника, бумага, лесная продукция, негабаритные, тяжеловесные и другие грузы.
В целом за период 2002 – 2008 гг. динамика грузооборота железнодорожного транспорта в Ленинградской области продемонстрировала устойчивый рост. Суммарное увеличение объемов перевозок за данный период составило 28,6%. При этом темпы роста транзитных перевозок до 2008 года опережали темпы роста местного грузооборота.

Пассажирские перевозки

 Дальнее сообщение

Перевозки пассажиров – жителей Ленинградской области в дальнем сообщении осуществляются Федеральной пассажирской дирекцией – филиалом ОАО «РЖД».
Отправление пассажиров осуществляется с вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования и находящихся в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД».
На территории Санкт-Петербургского железнодорожного узла имеется семь вокзалов, из них 5 вокзалов в Санкт-Петербурге: Санкт-Петербург-Главный, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербург-Балтийский, Санкт-Петербург-Финляндский, Санкт-Петербург-Ладожский и 2 вокзала в Ленинградской области: Выборг и Волховстрой.

Размеры отправления пассажиров в дальнем сообщении за ряд отчетных лет приведены в таблице 9.

Таблица 9

Размеры отправления пассажиров в дальнем сообщении за 2002 – 2008гг.

(млн. пасс в год)

 

Показатель

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Размеры отправления пассажиров в дальнем сообщении

7,2

7,6

8,2

8,4

8,9

8,6

 

 В среднем в год с указанных вокзалов отправляется более 8 млн. человек.

 Таблица 10

Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования
(тысяч человек)

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Российская Федерация

1418780

1305873

1270679

1303534

1335128

1338723

1338643

 

 

Северо-Западный
федеральный округ

185965

182501

168640

160968

152356

168813

168877

 

 

Республика Карелия

3618

3361

3122

2899

3153

3208

3077

 

 

Республика Коми

3852

3896

3610

3208

3340

3241

3481

 

 

Архангельская область

8852

8715

7728

7253

7275

6614

7148

 

 

Вологодская область

6144

6477

5065

5483

5665

4292

5166

 

 

Калининградская область

8712

7391

6979

6462

6788

6291

7217

 

 

Мурманская область

2293

2195

1861

1864

1917

1435

1385

 

 

Новгородская область

2816

2402

2683

2482

2660

2805

2938

 

 

Псковская область

5442

5500

5012

4649

4526

4693

4192

 

 

г. Санкт-Петербург

81149

81882

96694

95580

88195

96137

93695

 

 

Ленинградская область

63087

60682

35886

31088

28837

40097

40578

 

 

 Пригородное сообщение

Перевозки пассажиров – жителей Ленинградской области в пригородном сообщении осуществляются единственным перевозчиком ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», учредителем которого является ОАО «РЖД» (74% акций) и Правительство Санкт-Петербурга (26% акций).

Отправление пассажиров в пригородном сообщении по территории Ленинградской области за ряд отчетных лет приведено в таблице 11.

Таблица 11

Отправление пригородных пассажиров по Ленинградской области за 2006 - 2008гг. (млн. чел.)

 

Показатель

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год        (5 мес)

Рост, снижение 2007/2006   (%)

Рост, снижение 2008/2007   (%)

Рейтинг видов перевозок

Общий объём отправленных пассажиров пригородным транспортом (в млн. чел.), в т.ч.:

89,1

80,8

80,4

55,1

-22,3

-6,2

 

- железнодорожным транспортом

55,2

(62,0%)

53,3

(66,0%)

56,0

(69,7%)

21,4

(38,8%)

-3,4

5,1

1 место

(65,9%)

- автомобильным транспортом

33,9

(38,0%)

27,5

(34,0%)

24,4

(30,3%)

33,7

(61,2%)

-18,9

-11,3

2 место

(34,1%)

 Основной объем отправленных пассажиров в период 2006-2009 годов приходится на железнодорожный транспорт, в общем объеме он занимает  65,9%, автомобильный транспорт – 34,1%.  
Основу пригородных перевозок составляют трудовые поездки населения Ленинградской области и поездки жителей Санкт-Петербурга на садоводческие участки.
Необходимо отметить, что пассажиропотоки на садоводческие участки имеют ярко выраженную сезонную и недельную неравномерность.

Таблица 12

Пассажирооборот пригородного железнодорожного и автомобильного транспорта Ленинградской области (в млн. пасс/км)

 

Показатель

2006

год

2007

год

2008

год

2009

год

(5 мес)

Рост,

снижение

2007/2006

(%)

Рост,

снижение

2008/2007

(%)

Рейтинг

видов

перевозок

Общий объём пригородных пассажирских перевозок (в млн.пасс/км), в т.ч.:

5 818,5

5 160,5

5 073,4

2 483,4

-12,4

0,6

 

- железнодорожным транспортом

4 501,5

(77,4%)

3 802,5

(73,7%)

3 654,4

(72,0%)

1 906,0

(76,7%)

-15,5

-3,9

1 место

(74,4%)

- автомобильным транспортом

1 317,0

(22,6%)

1 358,0

(26,3%)

1 419,0

(28,0%)

577,4

(23,3%)

3,1

4,5

2 место

(25,6%)

 Основной объем пассажирооборота в пригородном сообщении в период 2006-2009 годов приходится на железнодорожный транспорт. В общем объеме перевозок он занимает 74,4%, автомобильный транспорт – 25,6%.
Тенденция снижения пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении вызвана развивающейся сетью курсирования маршрутных автобусов и такси в ближайших пригородах Санкт-Петербурга, а также ростом парка личного транспорта.

Таблица 13

Справка по перевезенным льготникам Ленинградской области за 2007-2008 годы

 

Показатель

Региональные льготники с оплатой 11%

Пенсионеры с оплатой 15%

Всего

Региональные льготники с оплатой 11%

Пенсионеры с оплатой 15%

Всего

Рост, снижение (%)

 

2007 год

2008 год

2008/2007

Кол-во карточек транспортного обслуживания, выданных комитетом по соц.защите населения (шт.)

47 835

38 467

86 302

44 408

42 547

86 955

0,8

Оформлено билетов (шт.)

511 715

587 987

1 099 702

657 293

812 338

1 469 631

33,6

Предъявлено ОАО "СЗППК" к оплате в Правительство Ленинградской области

 (в тыс.руб.)

25 934,0

29 747,9

55 681,9

33 050,9

39 843,6

72 894,5

30,9

Количество билетов, оформленных в среднем одним льготником за период с 27 апреля по 31 октября

11

15

13

15

19

17

30,8

Из приведенной таблицы видно, что в 2008 году наблюдалась тенденция увеличения поездок льготной категории граждан пригородным пассажирским железнодорожным транспортом.

Таблица 14

Справка по перевезенным льготникам Ленинградской области за 2008-2009 годы

 

Показатель

Региональные льготники

Пенсионеры

Всего

Региональные льготники

Пенсионеры

Всего

Рост, снижение

( %)

 

с 27 апреля по 31 мая 2008 года

с 27 апреля по 31 мая 2009 года

2009/2008

Кол-во карточек транспортного обслуживания, выданных комитетом по соц.защите населения (шт.)

37 452

33 693

71 145

37 728

37 295

75 023

5,5

Оформлено билетов (шт.)

115 014

136 759

251 773

126 058

161 769

287 827

14,3

Предъявлено ОАО "СЗППК" к оплате в Правительство Ленинградской области (в тыс.руб.)

5 254,0

6 103,8

11 357,8

6 468,1

8 365,7

14 833,8

30,6

Количество билетов, оформленных в среднем одним льготником за период с 27 апреля по 31мая

3

4

3

3

4

4

33,3

На территории Ленинградской области находится 13 малодеятельных участков общей протяженностью 459 км. Убыточными являются 8 линий. В 2008 году убытки от эксплуатации составили 172,7 млн рублей.

Проблемы

К основным проблемам развития железнодорожного транспорта в Ленинградской области следует отнести:

  1. Наличие узких (барьерных) мест на сети железных дорог, к которым в первую очередь относятся подходы к портам (Усть-Луга, Выборг, Высоцк и Приморск), припортовые и пограничные станции (Бусловская, Ивангород, Светогорск), отдельные грузонапряженные участки (Мга – Гатчина и Мга – Горы – Ручьи – Парголово – Ушково), исчерпавшие резервы своей пропускной способности.

В связи с ожидаемыми перспективами роста к 2025 году объемов производства в Ленинградской области промышленной продукции в 2 раза, сельскохозяйственной продукции – в 1,63 раза, грузооборота морских портов – в 2,5-3 раза необходимо опережающее развитие пропускной способности железных дорог с тем, чтобы они не превратились в фактор сдерживания экономического роста.

  1. Неравномерность и недостаточность развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Ленинградской области, особенно для пригородного сообщения. Значительное техническое и технологическое отставание от уровня развитых стран. Снижение конкурентных преимуществ для международного транзита.

При общей эксплуатационной длине железнодорожных путей, проходящих по территории области, около 2,2 тыс. км доля однопутных участков составляет 57% или 1,3 тыс. км, не электрифицировано около 37% путей или 816 км.

Наибольшая протяженность неэлектрифицированных путей приходится на Выборгский, Волховский и Кингисеппский районы, где пригородные пассажирские перевозки осуществляются с использованием дорогостоящей тепловозной тяги.

Густота железнодорожной сети региона составляет 33,7 км на 1000 кв.км, что существенно выше среднего российского показателя 5 км на 1000 кв.км (5-е место в РФ и 2-е в СЗФО). Однако железнодорожная сеть распределена по территории Ленинградской области неравномерно, значительные по размерам территории области сетью железнодорожных путей не охвачены, что является существенным ограничением социально-экономического развития ряда муниципальных образований.

  1. Критичность износа основных фондов железнодорожного транспорта и в первую очередь пассажирского комплекса.

Средняя амортизация подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных на территории Ленинградской области, составляет по данным ОЖД порядка 69%.

Более 60% вокзалов введены в эксплуатацию до 1964 года. Более 40% платформ имеют критический износ от 80 до 100%.

Медленными темпами идет обновление подвижного состава. Пригородные перевозки по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга в 2008 году осуществляли 173 состава. В период с 2000 до 2007 года пассажирский комплекс региона пополнился 70-тью составами, в 2008 и 2009 годах – 16-тью составами электропоездов и 3-мя дизельпоездами.

  1. Недостаточная координация планов и проектов развития федеральных транспортных систем с интересами региона и отдельных муниципальных образований. Ориентация федеральных целевых программ и инвестиционных программ ОАО «РЖД» преимущественно на развитие инфраструктуры для грузового движения. Недостаточная степень влияния администрации Ленинградской области на формирование государственной политики в сфере развития железнодорожного транспорта в регионе.

Инвестпроект по строительству новой железнодорожной линии Лосево – Каменногорск, реализуемый ОАО «РЖД» на территории Приозерского и Выборгского районов, существенно повысит нагрузку на экосферу данной местности и снизит ее рекреационный потенциал.

Существующая интенсивность движения поездов по железнодорожным линиям, проходящим по территориям населенных пунктов Ленинградской области, приводит к значительным простоям автомобильного транспорта у железнодорожных переездов и пробкам на улично-дорожной сети этих населенных пунктов, серьезно нарушающим ритм экономической и общественной жизни, затрудняющим проезд специального транспорта (скорой медицинской помощи, МЧС, МВД и т.д.).

В то же время проекты усиления пропускной способности железных дорог, связанные с  перспективным повышением интенсивности движения поездопотоков на территории Ленинградской области, зачастую не предусматривают строительство путепроводов и обходов крупных населенных пунктов, ссылаясь на ведомственные нормативы ОАО «РЖД». Это вызывает социальное напряжение среди населения и нежелание администраций ряда муниципальных образований (Выборг, Гатчина, Волосово) согласовывать данные проекты.

Ликвидация Волховстроевского отделения ОЖД в процессе структурной реформы железных дорог РФ, что приведет к сокращению рабочих мест и налогооблагаемой базы.

Отсутствие до настоящего времени региональных стратегий и программ в сфере развития железнодорожного транспорта не позволяет добиться включения в федеральные целевые программы и инвестиционные программы ОАО «РЖД» ряда важных для Ленинградской области в социально-экономическом аспекте проектов, таких как: строительство путепроводов и безопасных пешеходных переходов, железнодорожных обходов крупных населенных пунктов, строительство и реконструкция пассажирских вокзалов и платформ, пополнение пригородного пассажирского комплекса Ленинградской области современным, комфортным, безопасным и экономически эффективным в эксплуатации подвижным составом.

  1. Недостаточная координация планов Ленинградской области и Санкт-Петербурга по развитию железнодорожного транспорта.

Планом по реализации Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга предусматривается ряд мероприятий, затрагивающих интересы Ленинградской области, это:

- Развитие железнодорожных подходов к новому району Большого порта Санкт-Петербург «Бронка». В настоящее время ОАО «РЖД» выдало технические условия на примыкание железнодорожного пути необщего пользования, на основе которых инвестор приступает к разработке проектной документации на подключение комплекса к железнодорожным путям общего пользования.

- Вывод за пределы КАД станции Московская – Сортировочная. Данный вопрос рассматривается в рамках разрабатываемой в настоящее время ОАО «Ленгипротранс» Генеральной схемы развития железнодорожного узла Санкт-Петербурга до 2030 года.

- Вывод из центральной части Санкт-Петербурга железнодорожных грузовых дворов: Санкт-Петербург – Товарный – Московский; Санкт-Петербург – Варшавский; Санкт-Петербург Товарный – Витебский; Санкт-Петербург – Финляндский. Заключено Соглашение между Санкт-Петербургом и ОАО «РЖД» о взаимодействии и партнерстве по выводу железнодорожных грузовых дворов из центральной части Санкт-Петербурга.

Администрация Санкт-Петербурга до сих пор не обратилась в Правительство Ленинградской области по вопросам согласования выделения земельных участков для реализации указанных проектов и учета их в разрабатываемых схемах территориального планирования Ленинградской области и муниципальных образований.

  1.  Отсутствие законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ППЖТ и полномочий у субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования их деятельности.

Регулирование и координацию деятельности предприятий промышленного железнодорожного транспорта (путей необщего пользования) субъекты Российской Федерации проводить не правомочны, а негативные воздействия от деятельности указанных предприятий приходится устранять субъекту Федерации.

Необходимо решить вопрос о передаче в ведение субъекта Российской Федерации лицензирование деятельности организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих работу на железнодорожных подъездных путях (по федеральному закону №17-ФЗ – железнодорожные пути необщего пользования), не входящих в ОАО «Российские железные дороги».

  1. Наличие на территории Ленинградской области значительного количества железнодорожных переездов, расположенных в одном уровне с автомобильными дорогами.
  2. Возрастание экологической нагрузки и потенциальной опасности техногенных и социогенных («человеческий фактор», терроризм) катастроф, связанных с ростом интенсивности движения поездопотоков, увеличением объемов перевозок и доли опасных грузов.
  3. Невысокий уровень доходов областного бюджета от транзита грузов по территории Ленинградской области.
  4.  Отсутствие конкуренции на рынке пассажирских пригородных железнодорожных перевозок.

В настоящее время пригородные пассажирские перевозки на территории Ленинградской области осуществляются единственной перевозочной компанией ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания, которая:

- не наделена имуществом для осуществления своей деятельности, вынуждена арендовать подвижной состав, кассовые залы и т.д., соответственно не имеет возможности сдавать в аренду имущество, получать кредиты (в структуре себестоимости перевозок 94% - это услуги сторонних организаций, которые облагаются НДС, что приводит к росту тарифа),

- не имеет ресурсов для снижения себестоимости перевозок, так как  более 80% расходов – оплата услуг ОАО «РЖД» по предоставлению инфраструктуры, вагонная, локомотивная и вокзальная составляющие и лишь около 16% тарифа – собственные расходы компании, из них 40% заработная плата, то есть не более 10% тарифа может варьировать сама компания и т.д.

  1.  Убыточность и невысокий уровень качества пригородных пассажирских перевозок.

Объем убытков за 2008 год составил от 278, 9 млн. рублей по данным ОЖД до 984 млн. рублей по данным ОАО «СЗППК».

На территории Ленинградской области находится также 13 малодеятельных участков общей протяженностью 459 км, из которых 8 являются убыточными. В 2008 году убытки их от эксплуатации составили 172,7 млн рублей.

Особенно убыточными являются перевозки с использованием тепловозной тяги.

  1. Недостаточность и несовершенство нормативно-правовой базы для осуществления субъектами РФ полномочий по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении.

Существующая нормативно-правовая база не позволяет сегодня:

- однозначно толковать положения статьи 26-3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относительно права или обязанности введения со стороны субъекта Российской Федерации государственного регулирования на тарифы в пригородном сообщении;

- размещать заказы на пригородные перевозки и компенсировать убытки коммерческих перевозочных компаний в условиях, когда в федеральных законах нет прямых норм, обязывающих субъекты РФ делать это, и существует ряд нестыковок федеральных законов и подзаконных актов:

Федеральный закон №184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

Федеральный закон №147-ФЗ от 17.08.1995г. «О естественных монополиях»;

Федеральный закон №17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в РФ»;

Федеральный закон №18-ФЗ от 10.01.2003г. «Устав железнодорожного транспорта РФ»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008г. №950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий».

Государственные приоритеты России

Приоритетные направления развития железнодорожного транспорта России определены «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

В соответствии с данными документами к приоритетным направлениям развития железнодорожного транспорта в Ленинградской области относятся:

  1. строительство новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения;
  2. развитие сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров;
  3. модернизация и увеличение пропускной способности существующих участков железнодорожной сети;
  4. развитие железнодорожной сети с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось;
  5. строительство обходов железнодорожных узлов;
  6. создание на сети российских железных дорог эффективной логистической системы, интегрированной в российскую и международную транспортную систему;
  7. обновление парков локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов.

С целью строительства новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения предусматривается:

- строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва -Санкт-Петербург протяженностью 659 км с максимальной скоростью на первом этапе (до 2015 года) 200 км/ч и в дальнейшем до 250 км/час;

- организация скоростного движения на направлении Санкт-Петербург – Бусловская с максимальной скоростью на первом этапе (до 2015 года) 160 км/ч и в дальнейшем до 200 км/час.

С целью развития сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров предусматривается:

  1. развитие железнодорожного сообщения по направлениям МТК «Восток-Запад», «Север-Юг» и создание новых коридоров (проект создания Северного транспортного коридора «Восток – Запад» от портов Усть-Луга и Мурманск);
  2. принятие мер по повышению конкурентоспособности международных транспортных коридоров.

С целью модернизации и увеличения пропускной способности существующих участков железнодорожной сети предусматривается:

- строительство дополнительных главных путей на участках Мга – Сонково – Ярославль, Выборг – Бусловская, Выборг – Каменногорск, Вырица – Батецкая, Мга – Гатчина – Веймарн, Тосно – Любань;

- реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива в связи с ростом объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом в направлении порта Усть-Луга, которые достигнут в 2010 году 46 млн. тонн, а в 2015 году - 61 млн. тонн;

- строительство технологической линии Петяярви – Каменогорск;

- развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

С целью формирования направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось предусматривается:

- выполнение работ по подготовке инфраструктуры железнодорожного транспорта (путевого хозяйства, электроснабжения, связи и других) для обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками до 25-30 тс/ось на всем протяжении маршрута (в направлении порта Усть-Луга);

- увеличение массы и длины грузовых поездов, скоростей их движения, реконструкция и строительство новых инженерных сооружений, электрификация участков, внедрение современных систем управления перевозочным процессом на основе информатизации отрасли.

С целью повышения комплексной безопасности необходимо строительство обходов железнодорожных узлов. Строительство обходов позволит обеспечить беспрепятственный пропуск транзитных потоков грузов и пассажиров, повысить транспортную и экологическую безопасность в городах, сократить транспортные издержки и время в пути.

С целью повышения эффективности перевозок и обеспечения их безопасности планируется осуществить оснащение железнодорожного транспорта спутниковыми навигационными системами, интегрированными в единую систему координатного управления.

В течение ближайших 2-3 лет должны быть решены задачи внедрения спутниковых технологий для определения в режиме реального времени местоположения железнодорожных транспортных средств, используемых как для пассажирских, так и для грузовых перевозок, включая перевозки специальных и опасных грузов. Будут выполнены работы по формированию и актуализации цифровых электронных карт железнодорожного пути и объектов инфраструктуры с использованием космической навигационной системы ГЛОНАСС. Эти работы позволят подойти к решению задачи гибкого интервального регулирования движением с целью увеличения пропускной и провозной способности сети железных дорог, а также мониторинга состояния объектов инфраструктуры и выявления потенциально опасных природных и техногенных процессов.

С целью создания на сети железных дорог эффективной логистической системы, интегрированной в российскую и международную транспортную систему, предусматривается:

- формирование терминально-складской сети на всей территории России путем создания грузоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг;

- внедрение современных логистических технологий управления перевозочным процессом;

- повышение качества транспортно-логистических услуг путем интеграции отдельных составляющих процесса перевозки в единую логистическую цепочку и предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери»;

- привлечение инвестиций в развитие терминально-складского комплекса;

- развитие транспортно-логистической и таможенно-брокерской деятельности (формирование условий для осуществления эффективного взаимодействия видов транспорта через логистические центры, организация комплексного обслуживания на железнодорожном транспорте, развитие таможенно-брокерского обслуживания).

Для обеспечения возрастающего спроса на перевозки предусматривается обновление парков локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, увеличения в их структуре универсальных полувагонов, хопперов, фитинговых платформ.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры в Ленинградской области

К мероприятиям по развитию железнодорожной инфраструктуры в Ленинградской области относятся:

- мероприятия для освоения объемов перевозок до 2010 г.:

  1. увеличить пропускную способность на направлении Свеча (стык с Горьковской ж.д.)–Галич–Вологда–Кошта (стык с Октябрьской ж.д.)–Санкт-Петербургский узел. Увеличение пропускной способности на данном направлении имеет стратегический характер для Ленинградской области и СЗФО. Это необходимо для обеспечения перспективных потребностей развития порта Усть-Луга, морских портов на Карельском перешейке, перевозок в направлении Финляндии и Эстонии, перевозок в направлении Мурманска и для обеспечения Санкт-Петербурга. Продвижение основного вагонопотока в направлении порта Усть-Луга планируется по двум направлениям: Свеча–Вологда–Кошта–Бабаево–Волховстрой–Мга–Усть-Луга и Свеча–Галич–Ярославль–Сонково–Мга–Усть-Луга. К концу 2008 г. планируется увеличение объёмов перевозок на этих направлениях до 18 млн тонн в год. При этом на первом направлении интенсивность движения должна вырасти на 11 пар поездов в сутки, на втором - на 5 пар. А к 2010г., когда объем грузоперевозок на усть-лужском направлении достигнет 36 млн тонн в год, интенсивность движения на первом направлении должна возрасти еще на 20 пар поездов в сутки;
  2. отклонить часть грузового поездопотока (прежде всего в адрес порта Усть-Луга) с наиболее загруженного двухпутного участка Мга–Волховстрой на параллельное направление Галич–Ярославль–Рыбинск–Сонково–Мга (уже начиная с 2008 г.), поскольку даже при реализации запланированных мероприятий по увеличению пропускной способности в направлении Свеча–Галич–Вологда–Кошта–Санкт-Петербургский узел прогнозируется возникновение дефицита пропускной способности в 12 пар поездов/сутки. Для освоения переключаемого поездопотока на этом направлении также необходима реализация ряда технических мероприятий. При этом общая пропускная способность данного параллельного направления к 2010 г. должна возрасти до 14 пар поездов/сутки. Форсированная реализация данного направления развития железнодорожного транспорта носит также стратегический характер, поскольку без его реализации (или с отставанием в реализации) участок Вологда-Волховстрой с объемом перевозок не справится, даже с учетом всех планируемых мероприятий по расширению его пропускной способности;
  3. провести комплексную реконструкцию направления Мга–Гатчина–Веймарн–Котлы–Лужская с целью обеспечения перевозок перспективных объемов грузов в направлении порта Усть-Луга;

- мероприятия для освоения объемов перевозок до 2015 г.:

  1. продолжать переключение поездопотоков (прежде всего, с южных и восточных направлений) с направления Свеча–Галич–Вологда–Кошта–Санкт-Петербургский узел на параллельные хода:
  2. в связях Свердловск–Санкт-Петербургский узел переключить на Казанский ход – далее на БМО–Ржев–Новосокольники–Дно–Санкт-Петербург, а также отклонить на это направление часть поездов с направления Рязань-Александров–Ярославль–Вологда–Санкт-Петербург;
  3. в связях Ярославль–Санкт-Петербургский узел отклонить с Волховстроевского хода на направление Ярославль–Рыбинск–Сонково–Мга–Санкт-Петербургский узел и далее;
  4. с направления Свеча–Вологда–Санкт-Петербургский узел переключить на направление Свеча–Галич–Ярославль–Рыбинск–Сонково–Мга–Санкт-Петербургский узел и далее;
  5. с направления Рязань–Александров–Ярославль–Вологда–Санкт-Петербургский узел переключить на направление Ярославль–Рыбинск–Сонково–Мга–Санкт-Петербургский узел;
  6. продолжить работы по увеличению пропускной способности направления Галич–Ярославль–Рыбинск–Сонково–Мга, что необходимо для практической реализации переключения поездопотоков с перегруженного направления Свеча–Галич–Вологда–Кошта–Санкт-Петербургский узел;
  7. увеличить пропускную способность направления Волоколамск–Новосокольники – Дно (также необходимо для переключения поездопотоков с направления Свеча–Галич–Вологда–Кошта–Санкт-Петербургский узел);
  8. увеличить пропускную способность направления Сонково–Бологое–Дно–Батецкая–Санкт-Петербургский узел (также необходимо для переключения поездопотоков с направления Свеча–Галич–Вологда–Кошта–Санкт-Петербургский узел);
  9. завершить комплексную реконструкцию направления Мга–Гатчина–Веймарн–Котлы–Лужская с целью обеспечения перевозок перспективных объемов грузов в направлении порта Усть-Луга и развитие ст. Лужская.

Необходимо обеспечить строительство новых альтернативных широтных маршрутов следования железнодорожных грузопотоков для северных субъектов СЗФО. Такие новые широтные связи не только способствуют развитию территорий и разгружают перенапряженные, как правило, единственные коммуникации, связывающие северные субъекты СЗФО с остальной территорией округа и со страной, но также они создают альтернативу движению грузопотоков в определенном направлении. К таким проектам относятся строительство нового соединительного участка Конопша - Лодейное Поле, с развитием железнодорожного направления на Сортавалу (в.т.ч. реконструкция железнодорожного участка Лодейное Поле - Янисъярви) и возможным переключением грузопотоков в направлении Мурманска с направления Вологда-Волховстрой-Петрозаводск на направление Вологда - Конопша - Лодейное Поле - Петрозаводск, а грузопотоков в направлении Финляндии и российских портов на Карельском перешейке - с направления Вологда – Волховстрой – Мга - Санкт-Петербург - Выборг на направление Вологда – Конопша - Лодейное Поле – Сортавала – Выборг (в обход с севера Ладожского озера).

Кроме того, в рамках обеспечения железнодорожных подходов к строящемуся порту Усть-Луга (Ленинградская область) и «расшивки» лимитирующего участка Вологда - Металлострой, целесообразно в рамках переключения на Казанский ход и далее на БМО – Ржев – Новосокольники – Дно – Санкт-Петербург, а также отклонения на это направление части поездов с направления Рязань – Александров – Ярославль – Вологда – Санкт-Петербург, развивать направление Новосокольники – Дно – Псков, в целях чего построить электрифицированный участок железной дороги протяженностью 110 км Псков – Гдов и провести реконструкцию и электрификацию участков железнодорожного пути Гдов – Усть-Луга и Псков – Луга.

Большинство из перечисленных мероприятий будет финансироваться за счет средств ОАО «РЖД» и частных инвесторов.

Приоритетные инвестиционные проекты развития железнодорожного транспорта Ленинградской области, реализация которых планируется в 2010-2015 годах с привлечением средств федерального бюджета (по данным ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)»), приведены в Приложении 1.

Схемы перспективного развития сети железнодорожного транспорта в Ленинградской области до 2030 г. приведены в Приложении 2.

Государственные приоритеты Ленинградской области

К приоритетным направлениям государственной политики Ленинградской области в сфере железнодорожного транспорта являются:

1. Обеспечение развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, адекватной потребностям социально-экономического развития Ленинградской области:

Создание условий для успешной реализации проектов развития инфраструктуры  железнодорожного транспорта в Ленинградской области посредством:

- использования инструментов налогового и инвестиционного законодательства для реализации проектов, определенных «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»;

- содействия в оперативном решении проблем, возникающих в ходе реализации проектов, в рамках существующих рабочих групп по взаимодействию Правительства Ленинградской области с ОАО «РЖД»;

- использования механизмов государственно-частного партнерства при реализации социальнозначимых проектов по развитию железнодорожного транспорта, в том числе мероприятий по повышению безопасности на переездах, обеспечению доступности объектов инфраструктуры для инвалидов, строительству и реконструкции вокзалов, пассажирских платформ и т.д.).

Индикаторы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта:

  • - рост протяженности и густоты железных дорог (км, км/тыс.км2);
  • - сокращение протяженности и доли участков железных дорог, не имеющих резерва пропускной способности (км, %);
  • - сокращение протяженности и доли не электрифицированных участков железных дорог (км, %);
  • - ввод в строй новых и реконструкция действующих железнодорожных станций,  вокзалов, платформ, грузоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов на железных дорогах Ленинградской области (ед., пог.м, м2, млн.т/год, млн.пасс/год);

2. Повышение эффективности и конкурентоспособности железнодорожного комплекса Ленинградской области:

  • - рассмотрение проблем функционирования железнодорожного транспорта в рамках существующих рабочих групп по взаимодействию Правительства Ленинградской области с ОАО «РЖД» с целью оказания содействия в их оперативном решении;
  • - заключение соглашений о сотрудничестве и товарообмене с субъектами РФ, странами СНГ и ЕС, способствующих росту грузооборота и пассажирооборота железнодорожного транспорта в Ленинградской области.

Индикаторы эффективности и конкурентоспособности железнодорожного комплекса Ленинградской области

  • - рост грузооборота и пассажирооборота (млн.т-км, млн.пасс-км);
  • - рост объемов погрузки на железных дорогах Ленинградской области (млн.т/год);
  • - повышение уровня контейнеризации грузов по экспорту, импорту и внутренним перевозкам (%);
  • - рост объемов транзита грузов железнодорожным транспортом через Ленинградскую область (млн.т);
  • - рост доли транзитных грузов, следующих железнодорожным транспортом через Ленинградскую область с переработкой (%).

3. Повышение уровня безопасности железнодорожного транспорта:

  • - участие в установленном порядке совместно с ОЖД и ГИБДД в мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах;
  • - выработка совместно с ОЖД предложений для включения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и инвестпрограмму ОАО «РЖД» по строительству путепроводов, пешеходных переходов, обходов крупных населенных пунктов, электрификации железнодорожных линий, обеспечивающих пассажирские перевозки, и т.д.;
  • - предъявление требований к согласовываемым проектам развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Ленинградской области, касающихся учета мер обеспечения безопасности.

Индикаторы повышение безопасности функционирования транспортно-логистического комплекса Ленинградской области:

  • - снижение аварийности на железнодорожном транспорте (% к 2009 году);
  • - снижение числа пострадавших в транспортных происшествиях (чел. в год);
  • - сокращение числа и доли объектов железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих сверхнормативный износ и повышенный уровень опасности (ед., %);
  • - сокращение числа железнодорожных переездов, расположенных в одном уровне с автодорогами (ед.);
  • - увеличение числа безопасных пешеходных переходов через железную дорогу (ед.);
  • - снижение доли железнодорожного транспорта в загрязнении окружающей среды (%).

4. Повышение доходов областного бюджета от переработки транзитных грузопотоков:

  • - содействие развитию на территории Ленинградской области грузоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения в целях получения дополнительных доходов от предоставления складских, таможенных и сопровождающих услуг.

Индикаторы улучшения финансовых результатов от деятельности железнодорожного транспорта Ленинградской области:

  • - снижение доли транспортных издержек в цене продукции (%);
  • - рост объемов услуг железнодорожного транспорта в стоимостном выражении (млн.руб.);
  • - рост объемов сопутствующих транспортной деятельности услуг (сервисных, логистических и т.д.) в стоимостном выражении (млн.руб.);
  • - рост инвестиций в развитие железнодорожного транспорта Ленинградской области (млн.руб.);
  • - увеличение экспорта транспортных услуг (млн.долл.США);
  • - рост финансовых поступлений в бюджет области и бюджеты муниципальных образований от деятельности железнодорожного транспорта Ленинградской области (млн.руб.).

5. Совершенствование пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении:

  •  - разработка совместно с ОЖД, СЗТУ ФАЖТ и перевозочной компанией концепции развития пригородных пассажирских перевозок и участие в ее реализации;
  • - разработка совместно с ОЖД, СЗТУ ФАЖТ и перевозочной компанией предложений по совершенствованию федерального законодательства по организации транспортного обслуживания населения;
  • - принятие областного закона «Об организации транспортного обслуживания населения Ленинградской области…»;
  • - разработка и внедрение процедур конкурсного отбора перевозчиков для обеспечения транспортного обслуживания населения Ленинградской области железнодорожным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении;
  • - участие совместно с СЗТУ ФАЖТ и Ространснадзором в проверках санитарного и технического состояния пригородного железнодорожного транспорта, пассажиропотоков и качества обслуживания пассажиров;
  • - выработка мер по созданию системы пригородных перевозок, основанной на взаимодействии и взаимодополнении друг друга железнодорожным и автомобильным транспортом, включая:
  • - организацию тактового движения пригородных поездов на Всеволожском, Гатчинском, Тосненском, Выборгском, Приозерском и Подпорожском направлениях со строительством перехватывающих парковок и стоянок автотранспорта у пунктов оборота вагонов;
  • - организацию интермодальных перевозок пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом по единому проездному документу;
  • - выработка совместно с перевозочной компанией мер по внедрению системы персонифицированного учета поездок пассажиров для точного определения размеров компенсации выпадающих доходов перевозчиков при перевозке льготных категорий пассажиров – жителей Ленинградской области, а также при регулировании тарифов;
  • - выработка совместно с перевозочной компанией мер по внедрению многофункциональных электронных пластиковых смарт-карт, обеспечивающих удобную оплату проезда пассажирами, возможность получать реальные данные о распределении пассажиропотоков, оптимизировать маршрутную сеть и организацию движения, рассчитывать реальную потребность в дотациях и т.д.;
  • - содействие ОЖД в обновлении пассажирского подвижного состава, замене поездов на дорогостоящей тепловозной тяге значительно более дешевыми дизельпоездами с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
  • - выработка совместно с ОЖД предложений в Минрегионразвития России по обновлению пригородного пассажирского железнодорожного подвижного состава на условиях, аналогичных реализуемым сегодня Правилам распределения и предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники, утвержденным постановлением Правительства РФ №253 от 24.03.2009 года.

Индикаторы обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения Ленинградской области в соответствии с социальными стандартами:

  • - рост транспортной подвижности населения железнодорожным транспортом (количество поездок или км на чел. в год);
  • - уменьшение средневзвешенных затрат времени пассажиров на трудовые поездки (%);
  • - увеличение доли современного подвижного состава железнодорожного транспорта общего пользования (%);
  • - увеличение доли железнодорожного подвижного состава, вокзалов и платформ, оборудованного для перевозки маломобильных граждан (%).

 

Обновлено 23.08.2018