Водные пути региона: как строительство современных причалов повлияло на развитие Ленинградской области

25 сентября 2023 года
Водные пути региона: как строительство современных причалов повлияло на развитие Ленинградской области

За последние годы в Ленинградской области была создана единая сеть объектов инфраструктуры пассажирского сообщения. В регионе активно строились новые пассажирские причалы на таких реках, как Нева (о. Ореховый, Дубровка, музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»), Волхов (Старая Ладога, Кириши), Свирь (Свирьстрой) и на Ладожском озере (о. Коневец, бухта Владимировская).

Таким образом, в Ленинградской области были значительно улучшены условия работы внутреннего водного транспорта, а также произошло развитие прибрежных территорий. В настоящее время Правительством региона активно прорабатываются вопросы модернизации путей сообщения и размещения новых объектов инфраструктуры.

С 2018 года в Ленобласти реализуется инвестиционный проект возведения причалов для пассажирских судов. Куратором проекта выступает Комитет Ленинградской области по транспорту, инвестор — компания ООО «Конт». В рамках проекта были построены современные причалы в Старой Ладоге и Свирьстрое, Невской Дубровке, Киришах, на острове Ореховый и у музея «Прорыв блокады Ленинграда».

Руководитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Федор Шишлаков рассказал, что на сегодняшний день ярко выражена тенденция роста пассажиропотока на внутренних водных путях. Так, за последние годы благодаря совместной работе правительства Ленобласти, Республики Карелия и «Волго-Балта» с помощью инвесторов было построено значительное количество новых причалов.

«Навигация еще не закончена, но уже можно предварительно оценить, что рост пассажиропотока составил примерно 10% к прошлому году. Мы видим тенденцию к дальнейшему увеличению его и в следующем году», — отметил Шишлаков.

Одной из ключевых задач региона было строительство группы причалов, которые смогли бы охватить основные объекты показа. Это исторические места, такие как Невская Дубровка, музей «Прорыв», Крепость «Орешек», заявил председатель Комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк.

Так, в рамках проекта 31 октября 2018 года открыли причал на Ореховом острове в Шлиссельбурге, к которому смогут швартоваться теплоходы вместимостью до 300 человек. 90-метровый причал способен принимать все типы речных судов, в том числе четырехпалубные теплоходы. Благодаря открытию причала, около 50 тысяч туристов могут посещать крепость ежегодно.

«В крепости «Орешек» в десять раз увеличилась цифра туристов, которые посещают остров. Это хороший показатель. Много судозаходов больших круизных кораблей, на которых сразу 200 туристов могут высадиться и посещать музей», — подчеркнул глава Комитета.

Присяжнюк отметил, что в планах развитие водных маршрутов не только на территории Ленинградской области, но и с соседними регионами. Так, на экономическом форуме губернаторы Новгородской области, Ленинградской области и Карелии подписали договор о взаимодействии и строительстве причалов.

Также новый причал был построен и в поселке Дубровка на реке Неве. 8 августа 2019 года прошла церемония открытия. Первым судном, ошвартовавшимся у нового причала, стал четырехпалубный теплоход «Дмитрий Фурманов», выполнивший специальный рейс из Санкт-Петербурга до Дубровки и обратно с 200 пассажирами на борту. Постройка причала позволила открыть водный путь до легендарных мест обороны Ленинграда.

Замглавы администрации МО «Дубровское городское поселение» Эльчин Алиев рассказал, что после открытия причала в поселке появился яхт-клуб, а также в настоящее время строится большой ангар для хранения судов. Теперь у причала могут швартоваться не только большие экскурсионные суда, которые приезжают из Санкт-Петербурга, но и маломерные катера и лодки.

«Мы рады всем, жители и туристы, которые приезжают, изучают Невскую Дубровку, ее историю. Зачастую они приезжают вновь и вновь. В плане туризма планируется запустить экскурсионные программы для туристов, чтобы познакомить людей с Дубровкой», — подчеркнул Алиев.

5 мая 2022 года в Ленинградской области у музея «Прорыв блокады Ленинграда» на берегу Невы открыли еще один новый пассажирский причал. Он используется для средних круизных и скоростных пассажирских судов. Строительство причала повысило туристическую доступность и привлекательность одного из ключевых музейных объектов региона.

Причал расположен в Кировском районе Ленинградской области у Ладожского моста рядом с диорамой «Прорыв блокады Ленинграда», которую в 1985 году создавали художники, прошедшие Великую Отечественную войну.

Заведующий музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылев отметил, что причал это причал для легких судов небольшого водоизмещения, таких как «Метеоры», «Кометы».

«В 2021 году началось строительство причала, выбирали время, чтобы не повредить рыбные ресурсы. Стройка проводилась с учетом геологических особенностей. В 2022 году причал был открыт, мы отработали всю навигацию в прошлом году», — напомнил Пылев.

По словам заведующего музеем, после открытия причала доступность «Прорыва блокады Ленинграда» стала на порядок выше. Если до этого музей был доступен для посетителей, которые путешествуют на автомобилях, то теперь его могут посещать гости, которые прибыли с воды. Это повысило статус музея, его упоминаемость возросла в разы.

Директор ООО «Конт», компании, которая инвестором строительства новых причалов, Алексей Обрядин сообщил, что в планах организации строительство причала в Великом Новгороде. Для реализации проекта уже получены все необходимые разрешения. Помимо этого получено разрешение на строительство в Карелии, в районе Сортавалы.

«Проект очень интересный, потому что красоты будет неописуемая – не хуже чем норвежские шхеры. Этот маршрут будет интегрирован судовладельцами в маршрут на Валаам, а может будет самостоятельным. Также есть попытки зайти в Московскую область. Это Дубна и Коломна. С Дубной достигнуты некие соглашения», — рассказал Обрядин.

Для строительства новых причалов будет использована щадящая технология, которая позволяет возводить их безопасно для природы и обитателей водоемов.